Тех.поддержка
Круглосуточно

«Удаленка» против пандемии: актуально в 2020

"Удаленка" против пандемии: актуально в 2020

Пандемия 2020 в значительной степени ускорила проникновение цифровых технологий в жизнь компании. Активное использование удаленного доступа, онлайн-банкинга, электронной торговли стало нормой даже для тех компаний, которые никогда не пользовались онлайн-услугами.

Режим самоизоляции в несколько раз увеличил нагрузку на провайдеров и вынудил компании переосмыслить приемлемость удаленной работы сотрудников для бизнеса, выявить уязвимости в ИТ-инфраструктуре компании и проанализировать имеющиеся средства защиты информационных активов.

В августе 2020 года в правительстве отметили, что формат удаленного режима работу сотрудников допустим, а работодатели могут использовать такую схему «в целях предупреждения распространения второй волны коронавирусной пандемии». Однако далеко не все собственники бизнеса готовы на постоянной основе переводить основную часть сотрудников на «удаленку». По данным исследования, проведенного Ассоциацией по вопросам защиты информации (BISA) в мае 2020 года, процентное соотношение компаний, которые перевели сотрудников на дистанционный режим на постоянной основе, и компаний, не организовавших массовый переход на «удаленку» почти одинаково – 32% против 28%.

При этом готовой к «удаленке» на временной основе оказалась значительная часть компаний: 42% бизнес-команий отметило, что они и раньше практиковали удаленную работу, еще 42% пришлось модернизировать свою ит-инфраструктуру и озаботиться обучением сотрудников цифровым нововведениям, и только 10% респондентов организовывали процесс с нуля, были вынуждены срочно докупать оборудование и настраивали VPN-сервисы и всего 6% вообще не стали организовывать удаленный доступ и отправили своих сотрудников в отпуска.
Чаще всего компании сталкивались со следующими проблемами:
- Нехватка ноутбуков для работы из дома и серьезная перенастройка рабочих станций;
- Плохой домашний Интернет и обрывы связи;
- Бытовые неудобства – нет места для работы, неудобные кресла или столы.

30% компаний столкнулись с запретом подключения к корпоративным ресурсам с личных ПК, а 24% отметили в качестве трудностей запрет на доступ к корпоративной почте с личных устройств. Порядка 15% респондентов обеспокоены исполнением требований регуляторов в условиях «удаленки», особенно правил работы с документами и подключением к электронному документообороту.

Несмотря на то, что большинство респондентов сумело адаптироваться к удаленной работе и даже получить ряд преимуществ (сокращение расходов на аренду офиса, Интернет и традиционную телефонию) окончательный переход на full-time влечет за собой массу трудностей, особенно в сфере оффлайн-продаж. Производительность и эффективность таких сотрудников значительно снижается. К тому же есть психологический дискомфорт, особенно для тех, у кого есть дети на дистанционном обучении и ограничения по жилплощади.

Кроме того, какими бы совершенными ни были современные средства коммуникаций, продуктивность офлайн-совещаний значительно выше. При этом владельцы компаний отмечают, что «работать всей компанией на «удаленке» очень сложно, однако есть и плюсы. Ввиду новвоведений компании стали смелее брать людей из регионов на full-time». Резкое изменение организации работы вынудило клиентов в срочном порядке перераспределить бюджеты для предотвращения рисков информационной безопасности, с которыми пришлось столкнуться на «удаленке».

В первую очередь речь идет об утечках конфиденциальной информации, связанных с ростом использования персональных устройств и значительно возросшим числом атак на веб-ресурсы организаций различных отраслей. Среди наиболее востребованных клиентами продуктов и услуг во время пандемии названы решения по сетевой безопасности и по защите от атак на пользователей, средства криптографической защиты информации, системы контроля рабочего времени или занятости сотрудников.

Заказчики также проявили повышенный интерес к бесплатной защите ПК и техподдержке. Вендорские учебные центры отметили трехкратный рост продаж на направлениях ИБ-обучения. По мнению клиентов главной проблемой на «удаленке» стало отсутствие общепринятой концепции удаленной работы, а также нехватка времени и объективной информации для выбора дополнительных средств, обеспечивающих безопасность такой работы. При этом заказчики ИТ-услуг заложили в бюджеты на следующие периоды услуги защиты от DDoS, обновление и расширение лицензий для защищенных сетей передачи данных (ЗСПД/VPN) и покупку решений по анализу ИБ-событий. Одновременно с этим со стороны бизнеса наблюдался резкий рост запроса на расширение техподдержки ИТ-решений.

Основными трудностями ИБ-специалистов на «удаленке», по данным опроса, стали нарушение целостности сетевого периметра, потребность в дополнительных средствах криптографии и дополнительной защите каналов связи (40% респондентов); трудности контроля над утечками конфиденциальных данных (35% респондентов); резкий рост числа атак на внешние ресурсы (22% респондентов).

При этом ИБ-регламенты менялись только у 14% респондентов. Кроме того, почти все участники опроса отметили невозможность или сложность получения бюджетов на дополнительные средства защиты информации (СЗИ). Рассуждая о возможной второй волне карантина и переводе на дистанционный формат работы, опрошенные респонденты, что это вряд ли испугает бизнес. Во-первых, это не станет столь неожиданно, как это было в начале пандемии, во-вторых, потому что вновь вводимые ограничения, по их мнению, будут значительно мягче.

При этом ряд экспертов ожидает сохранения текущего статус карантина до проведения массовой вакцинации и полной отмены связанных с COVID-19 ограничений. По мнению еще нескольких опрошенных компаний, системы, позволяющие автоматизировать работу сотрудников, созданы, поэтому в случае второй волны карантина бизнес войдет в нее гораздо проще.

Начавшиеся во время карантина 2020 года авральная цифровизация и ускоренный переход в онлайн даже далеких от «цифры» традиционных бизнесов вызвали рост интереса к it-цифровицации. И эту тенденцию уже не изменить.